Детский психолог Астана. Психологи Астаны.Лучшие психолог...

Вторник, 16.04.2024, 19:06

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Психологический аспект перехода с дошкольного периода в 1 класс
Одним из приоритетных направлений в современной системе образования становится развитие творчески активной личности, способной к самореализации в динамичных социально - экономических условиях.

В этой связи для школьных психологов и учителей актуальными стали задачи глубокого изучения и анализа проблемы самоопределения учащихся и внедрения этих знаний в психолого-педагогическую практику.

Особая необходимость подобных исследований обусловлена тем, что именно в начальной школе приоритетными являются задачи становления учащихся субъектами учебной деятельности и межличностного общения, формирования позиции ученика, способного в будущем полноценно развиваться и совершенствовать самого себя.

Нерешённость этих задач своевременно, приводит к тому, что в подростковом периоде возникают проблемы отторжения личности учащегося от школьной жизни и полное отсутствие интереса к процессу обучения.

Итак с чего все начинается?!

1.Ясли, детский сад – дошкольное детство, ведущий вид деятельности которого является игра. Это переходная ступень к школьной жизни, очень важная и ответственная.

2.Школа – с поступлением в школу ребенок встает на первую ступеньку взросления, здесь начинается его подготовка к самостоятельной взрослой жизни. И от того насколько психологически подготовленным в школу из детского сада пришел ребенок зависит его «успешный старт» в дальнейшем.

Качественная психологическая подготовка в дошкольный период, ориентированная в первую очередь на морально-психологическую сторону личности ребенка, нежели на интеллектуальную сторону оказывают огромное влияние на успешность процесса обучения и определяют особенности личностного самоопределения младших школьников, что обуславливает и успешную адаптацию в школе.

Современная система дошкольного образования рассматривает дошкольный период жизни ребенка главным образом как возраст подготовки детей к школьному обучению. При этом совершенно упускается из виду, что этот этап развития имеет самостоятельную ценность в онтогенезе ребенка, а также и то, что к концу этого возрастного периода у детей должны возникнуть психологические новообразования, определяющие дальнейшее развитие в младшем школьном возрасте. Но указанные психологические новообразования возникают только в том случае, если на протяжении всего дошкольного периода детства ребенок развивается в соответствии с возрастными закономерностями психического развития. Прежде всего это означает, что в каждом психологическом возрасте для него должна сложиться определенная, особенная для конкретного возраста социальная ситуация развития.

Для того чтобы дошкольный возраст завершился появлением психологических новообразований, свидетельствующих о переходе ребенка в следующий – младший школьный – возраст, дети на протяжении всего дошкольного периода развития должны иметь возможность заниматься преимущественно ведущей для данного возраста деятельностью, а именно игровой, а также другими видами традиционных детских занятий: познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью (включая трудовую), слушанием художественной и научно-популярной литературы, полноценным общением со взрослыми, сверстниками, природой (А. В. Запорожец, Н. А. Короткова, Н. Н. Поддьяков и др.).

Каждый из этих видов деятельности, занятий необходим для личностного, интеллектуального и физического развития ребенка. Если в игре ребенок действует в основном в воображаемой ситуации, то, занимаясь другими указанными выше видами деятельности, он получает реальный жизненный опыт, необходимый ему для психического и физического развития.

Основными новообразованиями личности младшего школьника являются произвольность психических функций, рефлексия, внутренний план деятельности. И как показывает опыт работы в школе, немногие учащиеся при переходе в среднее звено могут продемонстрировать эти возрастные особенности на высоком уровне.

Для того чтобы этот процесс перехода протекал плавно и безболезненно и на необходимом качественном уровне, необходимо уделить особое внимание этому процессу на более ранних уровнях т.е еще на стадии перехода с дошкольного периода в период поступления в 1 класс.

Уровень обученности ребенка в дошкольном возрасте показывает наличие у него предпосылок к школьному обучению в виде «вводных навыков» (Дж.М.Хант и, Д.Кирк, 1974г). Последние представляют собой знания, умения, способности, мотивацию, т.е все то, что дошкольник должен иметь к началу обучения в школе, чтобы оно было успешным. Однако это только одна сторона готовности к школе, важно также незабывать о психологическом аспекте подготовке.

Психологическая готовность ребенка к школе заключается в том, что ребенок должен быть внутренне готов к принятию своего нового социального статуса. Иными словами, дошкольник к моменту поступления в школу должен осознавать и с готовностью (а еще лучше с радостью) принимать то, что он переходит в новую, более серьезную и более самостоятельную жизнь.

Подготовка к школе не может и не должна ограничиваться только лишь одним обучением ребенка. Порой родители так много уделяют внимания внешней стороне подготовки, буквально изматывая ребенка чистописанием, чтением и т.д., что у самого ребенка возникает вполне заслуженный вопрос: Если так сложно сейчас, что же будет дальше? То есть уже на этапе подготовки к школе родители допускают ошибку, забывая о главном: ”Важнее не научить ребенка, а сделать так, чтобы от процесса обучения он получал удовольствие”. Поэтому первым этапом подготовки к школе должно стать формирование родителями у ребенка положительного отношения к школе и учителям. Другими словами, родители в присутствии ребенка плохо о школе не говорят. Кому же захочется идти в то место, о котором даже мама отзывается не очень хорошо?

Отношение к учителю у ребенка также изначально должно формироваться родителями. Конечно, это отношение будет меняться в процессе учебы и иногда не в самую лучшую сторону. Но самое главное: ребенок должен понимать смысл действий учителя, особенности его социальной роли. То есть, он должен знать правила игры: перед ответом тянуть руку, выполнять задания согласно требованию педагога и т.д. Важно объяснить ребенку, что оценки ставятся не за его старания, а за конечный результат.

Еще одна особенность психологической подготовки – изменения личностного восприятия. В период 6-7 лет у детей начинается очередная перестройка организма, что, сказывается на психическом состоянии ребенка. В этом возрасте дети начинают по-другому оценивать себя и окружающий мир, что сказывается на отношениях со сверстниками. Если в детском саду дети более подвержены так сказать «стадному чувству», то к первому классу ребенок начинает отделять себя от коллектива, осознавать и адекватно оценивать свои способности. Не секрет, что школа – это своеобразное поле битвы столкновения полярных интересов. В процессе обучения дети учатся не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую, прислушиваться к мнению других. Поэтому первоклассник должен быть готов к ситуации, когда его мнение так и осталось невысказанным или недосказанным.

Крайне важно при подготовке к школе – развитие волевых качеств ребенка, которые складываются из способности контролировать свои желания и поступки. Так, например, высидеть весь урок, ни с кем не переговариваясь, - достаточно волевой поступок для первоклассника.

Интерес к учебе должен появляться не со школьной скамьи, а гораздо раньше. Любознательность – врожденная черта каждого человека. Осознанное стремление узнать и научиться чему-то новому предопределяет успешность в обучении. Очень важно не подавлять в ребенке это стремление. Ведь каждый раз, отмахиваясь на все его многочисленные вопросы, мы, тем самым, притупляем любознательность ребенка. И неважно, учится ли ребенок читать или заколачивать гвозди. Подобная тактика поведения взрослых придает процессу обучения оттенок несерьезности. Поэтому так важно еще задолго до школы не загубить в ребенке стремление учиться.

Итак, что же это такое Психологическая готовность к школе? Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:
мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;
определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;
определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения;
хорошее развитие фонематического слуха.

Указанные компоненты психологической готовности к школе представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для нормального начала обучения в школе по программе любой сложности, но грамотной и адекватной возрасту первоклассника. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.
Категория: Мои статьи | Добавил: Ane (24.10.2012)
Просмотров: 438 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [2]

Поиск

Статистика

Web100kz.com - каталог сайтов
доска бесплатных объявлений
Рускаталог.ком - каталог русскоязычных сайтов